С чего начинается Родина? С мамы, с дома, в котором ты живешь и, в котором тебе тепло; с улицы, по которой ты идешь; со школы, которая тебе дает большую путевку в жизнь. Чтобы глубже понять насколько тесно история школы, семьи связана с прошлым родного края, всей страны, почувствовать сопричастность с ее достижениями и успехами, узнать истоки ее возникновения и развития в 2000 году к 100-летию самой старейшей в городе Татарске школы (№2,14,56,65,62,84,162,10) был открыт школьный музей. Около 20 экспозиций получили свое рождение в школьном музее.
27.11.2006 года школьный музей прошел паспортизацию, повторную – 2011 году. В связи с тем, что площадь музея школы невелика, часто к определенным датам, классным часам часть экспозиций музея размещаются в классных комнатах.
В ходе социологического опроса выяснено, что функционирующий музей играет большую роль в организации культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности. Собранный материал по истории школы позволяет проводить классные часы, конкурсы, интеллектуальные игры, альманахи, писать исследовательские работы. Результаты работы применяются как учебный материал на уроке, общешкольных и городских мероприятиях.
У выпускников школы №10 есть возможность вспомнить выпускников всех поколений, лучше узнать историю родной школы за свой 110-летний период.
Жители микрорайона, а это родители учащихся нашей школы, многие из которых являются выпускниками школы, с удовольствием готовы предоставить экспонаты, гордятся тем, что они находят свое место в экспозициях музея. С их помощью снят фильм о музее, о знаменитых выпускниках школы, готовятся праздники улицы А. Матросова, проходят встречи с людьми, чьи судьбы связаны с историей школы. В первые годы работы шёл активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведётся направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов, материалов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно – исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций.